Художники
Главная
О проекте
Как купить
Отзывы
Карта сайта
Написать

ЕФАНОВ
Василий Прокофьевич
(23.12.1900 - 03.03.1978)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ХУДОЖНИКЕ

Творческая биография
Участие в выставках
Книги, Статьи, критика
Список работ
[Дополнения]
Фото Ефанова В.П.


Ефанов Василий 1900, Самара - 1978, Москва Живописец. Учился в Самарском художественном техникуме (1917-19), в студиях А. Архипова и Д. Кардовского в Москве (1919-26). Одновременно учился в Московском драматическом техникуме и работал в драматических труппах. В 1924-30 сотрудничал с журналами "Смена" и "Пионер". С 1927 участвовал в выставках. В 1939 на выставке "Индустрия социализма" представил полотно "Незабываемая встреча". Многократно писал портреты Молотова, а также изображал его вместе со Сталиным, Горьким, Ворошиловым. В 1939 для Всемирной выставки в Нью-Йорке сделал панно "Знатные люди Страны Советов". В 1946 удостоен Сталинской премии за картину "И. Сталин, В. Молотов и К. Ворошилов у постели больного Горького". Произведения хранятся в ГТГ, Центральном музее Вооруженных Сил, Государственном центральном театральном музее им. А. Бахрушина, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Костромском музее изобразительных искусств; Одесском художественном музее и др.

РАБОТЫ  (217)

1920-1948 (29)
1949-1953 (27)
1954-1962 (28)
1963-1968 (27)
1969-1973 (26)
1974 (30)
1975 (35)
1976-1978 (15)

 

www.artline.ru

 

 
 
Ефанов Василий Прокофьевич (1900—1978), советский живописец. Народный художник СССР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1947). Учился в Москве в студии Д. Н. Кардовского (1921—26). Преподавал в МХИ (1948—57),.
 
 

www.rubricon.ru

 

 
 
ЕФАНОВ, ВАСИЛИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1900–1978), русский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу соцреализма.
Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова (1919–1921) и Д.Н.Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.

В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К. Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В. Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952). Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М. Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).

Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И. Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П. Вишневская, 1963, частное собрание, Москва).

Умер Ефанов в Москве 3 марта 1978.

 
 

www.krugosvet.ru

 

 
 
ОСОБЫЙ СПОСОБ
Ефанов Василий Прокофьевич - советский живописец. Народный художник РСФСР, академик, член КПСС, пятикратный лауреат Сталинской премии, автор картин "Подвиг Котовского" и "У больного Горького" любил больше всего на свете писать хорошеньких обнаженных девушек.
В работе мэтр пользовался особым, только ему присущим методом. За что натурщицы получали дополнительные деньги.
Внимательно рассмотрев нужное место на теле модели, академик смешивал подходящие краски на палитре.
Затем сталинский лауреат делал контрольные мазки прямо на девушке. Только когда мазки сливались с цветом кожи, приступал к холсту. Истина для Василия Прокофьевича была превыше всего.
 
 

Благодаря своей книге
"Прошедшее время несовершенного вида"
и выступлениям в российской периодике
писатель Гриша Брускин
по степени известности
явно забивает художника
www.sem40.ru

 

 

 

Как видно, из представленных в галерее работ, В.П. Ефанов, к сожалению, не оставил нам ни одной работы "хорошенькой обнаженной девушки". Может быть, Гриша Брускин поделится секретом — где находятся эти работы, как их найти! А мы их представим вашему вниманию.
Я лично участвовал в разборе творческого наследия В.П. Ефанова в его мастерской на Масловке и не нашел ни одной "хорошенькой обнаженной девушки" о чем искренне сожалею. Теперь я подозреваю, что они все у Гриши Брускина. Делиться надо...

 

Д. Суворов

 

 
Кардовский - педагог воспитал блестящую плеяду художников - графиков. У него учились Д.А. Шмаринов, В.П. Ефанов, Б.А. Дехтерев, Н.Э. Радлов, К.И. Рудаков, П.И. Шиллинговский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев и многие другие.
 
 

Н.А. Селиверстова
Переславль-Залесский государственный
историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
www.museum.pereslavl.ru

 

 
 
...«Ни критика, ни апологетика советской культуры не являются моей целью. Что же касается России, то я заметил, что эстетической точности в понимании сталинской культуры там по большей части до сих пор нет. Я это заметил в начале 90-х годов, когда готовил в Вене выставку "Тирания прекрасного". Тогда я получил шанс посмотреть запасники московских музеев: от Третьяковки и Музея Революции до самых небольших собраний. Там я увидел огромное количество работ, неизвестных мне в период моей работы над книгой. Дело в том, что социалистический реализм сталинского периода - это не только явление, ограниченное временными рамками, но, как и любое модернистское движение ХХ века, оно ограничено очень небольшим числом определявших его фигур. Я думаю, что за все время существования советской власти - такое впечатление создалось у меня после просмотра огромного количества работ - существовало не более 5 - 6 художников-соцреалистов. Это только кажется, что их было очень много, на самом деле совсем не так. К ним относятся Ефанов, А. Герасимов, в меньшей степени Иогансон, быть может, Николай Томский как скульптор, Борис Иофан как архитектор. Можно упомянуть еще двух-трех, но уже начинаешь сомневаться, т. е. я говорю 5 - 6, но на самом деле имею в виду трех. Эти художники действительно соцреалисты, потому что они идут от фотографии, они идут от плаката, они идут от современной системы массовой информации. Делая свои работы, эти художники с самого начала думали о том, как они будут тиражироваться, как они будут выглядеть в репродукции, как они будут выглядеть в массовом исполнении, как они могут быть использованы в пропагандистских целях. Все остальные художники того времени совершенно другие. Это либо какой-то постсезаннизм, какая-то там живопись, на которую вообще невозможно смотреть. Это какие-то там Крымовы, Кончаловские, Сарьяны, масса вялой живописи. Есть еще очень много мирискусничества: Юон, Грабарь, Лансере, а, кроме того, есть еще какие-то традиционные реалисты, просто наследующие передвижникам. На самом деле реальная картина искусства в советское время, в том числе и в сталинское время, была чрезвычайно плюралистична, в ней были самые разные направления. Они подчинялись какой-то общей цензуре, но это были самые разные направления. И среди них подлинных соцреалистов-модернистов, художников, действительно ориентирующихся на функционирование живописи в системе массовой культуры, - а именно это и было для меня важно при подготовке выставки, - таких действительно 5 - 6 человек, и они были единственно интересными. Остальные - это просто плохая живопись, плохое искусство. Так вот, когда я говорил об этом с сотрудниками московских музеев, они совершенно не отличали одно от другого. Я говорю: эта работа мне не нужна, она меня не интересует. Они удивляются: как не интересует? Ведь это же самое типичное: вот демонстрация, вот красное знамя, вот несут портрет Сталина. Я говорю: но вы же видите, что это просто сезаннизм: какие-то живописные пятна и красное знамя вообще невозможно опознать, пятно какое-то. Все это - стилистика "Мира искусства", сезаннизма и к соцреализму, к современной фотографии никакого отношения не имеет. Но люди не видят никакой эстетической разницы...»
 
 

Борис Гройс — 2001 - Художественный журнал N°36
www.guelman.ru

 

 
 
Ефанов Василий Прокофьевич (1900—78), живописец, народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1947). Официозно-парадные, театрализованные тематические композиции, близкие к групповому портрету («Незабываемая встреча», 1936—37; «Передовые люди Москвы в Кремле», с соавторами, 1949). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1950, 1952).
 
 

www.edic.ru

 

 
 
...искусство ХХ века еще слишком близко к нам, чтобы оказаться полноценным предметом исторического исследования. Будь то «Черный квадрат» Малевича, «Знатные люди Страны Советов» (коллективный автор – бригада художников под руководством Василия Ефанова) или «тотальные инсталляции» Ильи Кабакова, – все это до сих пор вызывает жесткие споры.
 
 

Никита АЛЕКСЕЕВ «iностранец», № 44 от 27.11.2001
www.inostranets.ru

 

 
 

Елизавета Ивановна Антонова (1904-1994) - русская певица (меццо-сопрано, контральто).

В 1923 году певица, будучи девятнадцатилетней девушкой, приехала в Москву с подругой из Самары, не имея ни знакомых, ни какого-либо определённого плана действий, кроме большого желания учиться пению. В Москве девушек приютил случайно встретивший их художник В. П. Ефанов, который к тому же оказался их земляком.

 
 

Александр Марасанов, 2002
www.belcanto.ru

 

 
 
ЕФАНОВ Василий Прокофьевич (1900-78) , российский живописец, народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1947). Парадные, театрализованные тематические композиции, близкие к групповому портрету ("Незабываемая встреча", 1936-37; "Передовые люди Москвы в Кремле", с соавторами, 1949). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1950, 1952).
 
 

www.encyclop.by.ru

 

 
 

О выставке — "СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ" Место проведения - Ширн Кунстхалле (Франкфурт-на-Майне) Сроки проведения: 23 сентября 2003 - 4 января 2004

«В центральном зале Ширн-Кунстхалле будут показаны наиболее масштабные, растиражированные в свое время во множестве копий, произведения самых признанных в Советском Союзе в 1930-е-1950-е гг художников - лауреатов Сталинских премий - таких, как А. Герасимов В. Ефанов, В. Яковлев и др. В выставку будут интегрированы также отдельные произведения таких известных современных русских художников как И. Кабаков, В. Комар и А. Меламид, Э. Булатов, оперировавших в своем творчестве с лексикой социалистического реализма: они будут служить своеобразным эстетическим комментарием к основной части выставки, представляя взгляд сегодняшнего дня.»

 
 

www.russia-frankfurt.ru

 

 
 

Ирина Скобцева о знакомстве с Сергеем Бондарчуком

Это была почти мистическая история. В то время я уже окончила МГУ как искусствовед и училась в Школе-студии МХАТ. Однажды отдыхала в Доме творчества художников, и очень известный тогда живописец, лауреат сталинских премий Василий Ефанов, написал мой портрет. А вскоре у Ефанова была выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил и мой портрет. Ну а в один прекрасный день пригласил туда и меня. Как сейчас помню: я вошла в зал, а перед моим портретом стоит Сергей Федорович... Потом мы несколько раз встречались на Киностудии имени Горького, прежде чем совместная работа свела нас в «Отелло».

 
 

"Совершенно секретно" № 9, 2000
www.sovsekretno.ru

 

 
 
Последний очерк из серии «сибирских впечатлений» Петра Вайля. № 24 «Еженедельного Журнала»

 
  В толпе пришедших на нью-йоркскую выставку «Сталинский выбор» можно было безошибочно различить американцев и своих по выражению лица. У выходцев из России были лица людей, принявших вторую рюмку за обильно накрытым столом в хорошей компании.

Компания собралась и в самом деле недурная. Первоначальная идея выставки, принадлежащая Виталию Комару и Александру Меламиду, выглядела несколько скромнее: показать в Америке те картины, которые получали Сталинские премии. Потом замысел разросся, подключилась Третьяковская галерея, другие музеи, и десяток премиальных полотен превратился в сотню с лишним картин 1932 - 1956 годов. Лучшие имена: Герасимов, Бродский, Дейнека, Ефанов, Сварог, Шурпин, Решетников, Налбандян, Иогансон. Прославленные шедевры: «Сталин в ссылке, читающий письмо Ленина», «Утро нашей Родины», «Ленин в Смольном», «За великий русский народ!», «Прибытие Сталина в Первую конную», «Ходоки у Ленина».

....Рассказывают, когда Хрущев увидел картину Фалька с зеленой женщиной, то страшно возмутился: зачем натурщицу вымазали зеленой краской. Его простодушное воображение не проникало в те порочные закоулки сознания, где могла родиться мысль изобразить зеленым цветом обыкновенную розовую женщину.

На выставке «Сталинский выбор» даже розовых женщин не было. Соцреализм той поры не жаловал обнаженной натуры, словно опираясь на целомудренную чеховскую формулу «в человеке все должно быть прекрасно», где о теле ни слова, а одежда учтена. Одежда, компенсируя свое небогатое разнообразие, выписана тщательно и любовно. Живописные мундиры вождей можно было бы выставлять отдельно, но и женские платья хороши простонародной пестротой - как на моей любимой картине Ефанова и Савицкого «Конный переход жен начсостава».

...В чувстве несомненной правоты - неодолимая привлекательность. Соцреализм - не стиль, но - Большой стиль. И чем дискретнее мир, чем туманнее будущее, чем невнятнее прошлое, чем неопределеннее настоящее, чем безлюднее окружение, тем сильнее ностальгия по Большому стилю, в котором - прикосновение к материнской груди, тепло и забота, незамутненный душевный окоем, незагаженная перспектива жизни.

Так и входишь на выставку «Сталинский выбор» в Нью-Йорке: из бесстилья и эклетики - туда, где Магнитка и война, метро и ВДНХ, балет и «Цирк», Бобров и Джульбарс, «Школьный вальс» и «Обсуждение двойки». Тайга и Сибирь.

 
 

www.ej.ru

 

 
 

К 150-летию губернии
Самарские имена в современной цивилизации
Жизнь и художественные фантазии Валентина Пурыгина

...И ничто не давалось само собой. На крохотную стипендию, без помощи из дома, существовать было почти невозможно. Значит, снова и снова голод. Начался туберкулез. Способнейший живописец, он перестал успевать и едва не был изгнан из института. Спасла поддержка известного художника, академика, земляка-самарца Василия Прокофьевича Ефанова. Обучение удалось-таки завершить, и в самом начале пятидесятых годов Валентин Пурыгин уже профессиональным художником вернулся домой...

 
 

Александр МОРОЗОВ
Самарский Информационный Портал
Газета "Волжская Коммуна" №42 (07.03.1998)
http://www.samara.ru/paper/41/430/7700/?printable

 

 
 

Экспозиция "Крымский вал"

...Искусство трагических 30-50-х годов показывается с максимальной беспристрастностью. Здесь отдельно друг от друга выставлены неофициальные художники, развивавшие традиции начала века (Татьяна Маврина, Анна Лепорская, Антонина Сафронова и др.), и признанные мастера официальной доктрины (Исаак Бродский, Сергей Герасимов, Василий Ефанов, скульпторы Иван Шадр и Вера Мухина)...

 
 

http://www.tretyakov.ru/russian/exposit/exposition2_2.html

 

    Вверх

 

© 2003 ARTiHAUS   © Идея   Д. Суворов   © Дизайн Н. Суворова
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае явного указания адреса Web-узла
http://ARTiHAUS.narod.ru, как на источник получения информации

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Hosted by uCoz